Мастер -класс в конкурсе "Воспитатель года" 2022
03 марта 2022
Конкурс «Воспитатель года»
Мастер-класс по обучению педагогов танцевальным движениям.
03.03.2022г.
Воспитатель Найко Н.Н.
Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом педагогов – участников мастер-класса в ходе педагогического общения.
Задачи мастер – класса:
- Повысить теоретический и практический уровень подготовки педагогов – участников мастер-класса по данной теме.
- Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм организации танцевальной деятельности.
Оборудование: хореографический или музыкальный с зеркалами зал, ноутбук, музыкальный центр или колонки.
Ход занятия:
Свою консультацию я хотела бы начать с притчи.
Пришел человек к Богу и просит: «Научи меня быть счастливым!» подумал Бог …и научил человека танцевать.
Действительно, движения под музыку, танцы и игры доставляют воспитанникам дошкольного возраста радость и хорошее настроение, вызывают у них положительные эмоции. Необходимо отметить, что музыкальные игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.
Мы все хотим, чтобы наши малыши умели грациозно и красиво двигаться и танцевать. Этому их могут научить музыкальные руководители и, конечно же, воспитатели. Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, развивается умение выполнять перестроения, упражнения, инсценировки, водить хороводы, дети учатся легко ориентироваться в пространстве, двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности, а также играть в музыкальные игры как в сюжетные, так и в несюжетные на НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности.
Танцевальная деятельность развивает прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляет собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребёнку необходимо запомнить не только сами движения, и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.
Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:
- танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
- свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
- комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
- народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;
- характерные танцы, исполняемые различными персонажами;
- детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.
И, сегодня, я хочу, чтобы вы переняли опыт??? основных видов народных танцевальных движений.
И начнем наш мастер-класс с основного вида движений – это ходьба.
Ходьба- это движение используют на физкультурных и музыкальных занятиях. При выполнении ходьбы на носочках корпус должен быть прямым, голова поднята, руки не напряженные согнуты в локтях на поясе.
«Пружинка» – это движение, которое исполняется без остановок, включая покачивание вниз и вверх на слегка согнутых коленях. Исполняется в удобном для детей темпе, не слишком быстром.
Выставление ноги вперед на носок – элемент польки и других народных и детских танцев. Нога на носок выставляется прямо, чтобы носок смотрел в сторону задорно и весело, корпус при этом остается прямым.
Дробный шаг или «топотушки» - исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поднимать пяточки на носочки на месте.
Боковой галоп – элемент бальных и многих народных танцев. При галопе вправо ребенок выполняет движение правым плечом вперед; корпус в сторону движения не разворачивается; правая нога делает шаг вправо, левая приставляется к ней пяткой, как бы подталкивая для следующего шага вправо, при движении влево наоборот
Выставление ноги в перёд на пяточку – элемент польки и других народных и детских танцев. Нога на пятку выставляется прямо, чтобы носок смотрел вверх задорно и весело, корпус при этом остается прямым.
Переменные притопы выполняются то одной, то другой ногой, с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной. На «раз» – топнуть чуть впереди себя; на «два» – приставлять ногу к опорной ноге; потом тоже с другой ноги. Чем старше ребенок, тем более подвижно могут исполняться притопы.
«Ковырялочка»: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа.
Прыжки с выбрасыванием ноги в сторону – одно из популярных и любимых плясовых движений детей. Во время движения необходимо сохранять хорошую осанку, держать ноги близко одна к другой. Чем старше ребенок, тем легче ему выносить ногу вперед, не сгибая колено и почти касаясь носком ноги пола. Носок при этом следует слегка повернуть наружу.
Припадание с поворотом вокруг себя Исполнитель делает боковой шаг на всю ступню, слегка приседая, затем подставляет другую ногу на полупальцы, сзади опорной ноги. Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.
В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.
Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение.
Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.
Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, - все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми.
- Рефлексия.
Цель: Обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.
Уважаемые участники мастер – класса, в игровом упражнении «Весёлые ручки» предлагаю оценить свою деятельность во время нашей совместной работы.
(Предложить выполнить действия руками:
хлопки в ладоши – дело прошло полезно, плодотворно;
«фонарики» – довольно неплохо;
руки «отдыхают» – не совсем удовлетворён)